Курилко-Рюмин
Михаил Михайлович
http://rah.ru/
Народный художник Российской Федерации, заслуженный художник Республики Северная Осетия-Алания, профессор. Главный ученый секретарь Президиума. Академик-секретарь Отделения театрально- и кино-декорационного искусства театрально- и кино-декорационное искусство. Родился 08.02.1923 г. в Ленинграде. Живет и работает в Москве. Художник театра и кино.
В 1951 окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии. Учился у Ю.И. Пименова, Ф.С. Богородского, И. Шпинеля, Б.В. Дубровского-Эшке.
Действительный член РАХ (1995).
Нароный художник РФ (1993).
Действительный член Академии гуманитраных наук РФ (1995).
Действительный член Академии художеств Кыргызской Республики с 1998 г.
Главный ученый секретарь Президиума РАХ с 1997 г. по настоящее время
С 1998 г. по настоящее время академик-секретарь Отделения театрально- и кинодекрационного искусства; руководитель творческой мастерской.
Заслуженный художник Республики Северная Осетия- Алания (1996). Профессор с 1989 г. Обладатель золотой медали РАХ 1995 г. за эскизы к опере "Пиковая дама" П.И. Чайковского, орденф «За заслуги перед Отечеством» III степени - 2008 год, ордена "Серебряного орла" - 2008
Художественное оформление спектаклей
в Днепропетровском театре оперы:
- "Овод" А. Спадавеккиа (1987),
- "Пиковая дама" П.И. Чайковского (1990);
в театре драмы в Уфе
-"Бедность не порок" А. Островского (1973),
-"Не было ни гроша" (1986);
в театре им. М.Н. Ермоловой
- "Пушкин" А. Глобы (1954),
-"Суббота, воскрсенье, понедельник" (1962),
-"Горное гнездо" по Д.Мамину-Сибиряку (1977);
во МХАТе
- "Возмездие" (1965),
-"Безымянная звезда" (1957);
-"Горе от ума" А. Грибоедова в ЦТМ (1951, Москва),
в театре им. Я. Купалы (Минск)
"Дядя Ваня" А. Чехова (1996),
в Музыкальном театре Омска
"Риголетто" Д. Верди в(1995),
в Русском драматическом театре (Владикавказ)
"Отелло" У. Шекспира (1996)
"Вишневый сад" А. Чехова (1997).
Сценичность - свойство творчества и личности Курилко-Рюмина
Михаил Курилко-Рюмин.Эскиз декорации к опере «Цареубийца». «Пыточная».1999. Оргалит, темпераЭмоциональный мир оперных и полутона драматических спектаклей - все подвластно романтически утонченному дарованию Михаила Михайловича Курилко-Рюмина.
Проникая в жизнь разных эпох, мастер тонко улавливает их особый дух, вникает в суть мировоззрения того или иного времени, художественно осваивая его стиль, и на этой основе строит свою интерпретацию эпохи. Создавая художественное оформление театрального действа, он ищет особую атмосферу, продиктованную драматургией, не навязывая чуждые ей концепции, но сообщая собственный взгляд, свое отношение и переживание.
Эскизы Курилко-Рюмина - завершенное пространство спектакля, которое способно принять драматургические коллизии, и где для каждого персонажа найдутся условия развернуть свою тему и построить свой характер. Это пространство благожелательно к другим инициативам, не ущемляя любви и внимания художника к деталям. Казалось бы, нет жестких акцентов, но в то же время ощутимо возникает единый визуальный образ.
Михаил Курилко-Рюмин.Макет декорации к опере «Кармен».2004Мастер мыслит образ спектакля не только воплощенным на сцене, но и предполагает существование эскиза как самостоятельного живописного произведения. В этих живописных интерьерах вещи обретают характеры, схожие с характерами персонажей, вступают во взаимоотношения, напоминающие сюжет пьесы. Так художник достигает точности в передаче настроения пьесы, при всей обобщенности образа пространства возникает конкретный характер времени - XVIII, XIX века или нашего времени. Произведениям Михаила Михайловича, знатока и любителя деталей, конкретностей, свойственна упоительная легкость и деликатность в их использовании. Изящество контуров и силуэтов в его эскизах имеет самоценную красоту, а утонченная игра цвета органично воплощается в динамических и пластических метаморфозах сцены. Мастер вводит актера в свободное пространство, лишенное диктата, но дающее стимул к сотворчеству.
Развивая исторические традиции живописного оформления спектаклей, Курилко-Рюмин с интересом ищет новые способы выразительности сценического пространства. Он искренне любит и великолепно знает завораживающий мир театра.
Его устные рассказы о вещах, об их судьбе исполнены энтузиазма коллекционера, тонкого знатока истории и раскрывают литературный и актерский дар Михаила Михайловича. Его безукоризненная элегантность, изящество манер даже зрительно обозначают подлинно театрального человека.
Родился в Петрограде 8 февраля 1923 года. Его отец - Михаил Иванович Курилко - был художником, работавшим в основном в области станкового и театрально-декорационного искусства, мать - преподавательницей. Юноша рос в атмосфере искусства и мечтал быть художником. Но до войны не успел начать профессионального образования и окончил только среднюю школу.
В 1941-42 годах М.М.Курилко-Рюмин был на фронте, служил бойцом гвардейской стрелковой дивизии, воевал на Западном фронте и был тяжело ранен под Курском. После излечения в госпитале он работал в 1942-45 годах художником Киргизского театра оперы и балета в г.Фрунзе. Лишь после окончания войны он поступил в вуз, и в 1945-51 годах учился на художественном факультете Всесоюзного Государственного института кинематографии в Москве. Здесь его учителями были такие видные художники, как Ф.Богородский, Ю.Пименов, Г.Шегаль, Б.Дубровский-Эшке.
Сразу после окончания института М.М.Курилко-Рюмин начал работать в качестве художника театра и кино. С этого времени им оформлено более 90 спектаклей в театрах не только Москвы, но и многих других городах нашей страны, а также за рубежом.
В 1954 году М.М.Курилко-Рюмин становится членом Московской организации Союза художников, и с этого времени он постоянно участвует в крупнейших художественных выставках в нашей стране и за рубежом. В 1957-62 годах он преподавал во Всесоюзном Государственном институте кинематографии. С 1962 года является руководителем театральной мастерской в Московском Государственном художественном институте им.В.И.Сурикова, с 1989 года профессор. С 1992 года заведует кафедрой живописи в этом институте.
Как художник, М.М.Курилко-Рюмин оформлял больше всего драматические и оперные спектакли. В решении художественного оформления он всегда идет от автора, от сути, духа, стиля и жанра воплощаемого на сцене произведения, от характера его драматургии и музыки. Он никогда не навязывает произведению чуждые ему концепции или внешние, не вытекающие из сути дела приемы. Эскизы М.М.Курилко-Рюмина - это не просто подсобный материал для производственных цехов, оформляющих сцену, но и относительно самостоятельные живописные произведения, интерпретирующие драматургию. И потому его декорации всегда очень точно передают дух эпохи (например, XYII век в "Мещанине во дворянстве" Мольера, пушкинское время в "Пушкине" А.Глобы, нашу современность в "Иркутской истории" А.Арбузова), а также жанр воплощаемого произведения (трагическая атмосфера в "Пиковой даме" П.Чайковского, веселая и жизнерадостная в оперетте "Табачный капитан" Б.Щербачева).
Эскизы художника характеризуются высоко профессиональной живописью. Развитие традиций живописного оформления спектаклей - одного из важных завоеваний русской художественной культуры - очень актуально, ибо живопись нередко исчезает со сцены, а оформление обедняется и схематизируется. Но развивая живописные традиции, художник отнюдь не чужд и новых оригинальных приемов.
В оформлении оперы "Овод" А.Спадавеккиа (1987) интересно сочетание в единой картине живописи заднего плана с дополняющей ее живописью на просвечивающих тюлях, создающих таинственную и мерцающую романтическую атмосферу. В декорациях к оперетте Е.Причкина "Свадьба с генералами" (1989) применены коллажи (газетные наклейки и бусы), придающие оформлению иронический характер. Оформление "Дяди Вани" А.Чехова строится на сочетаниях подвижных ширм, изображающих фрагменты интерьера (окна и двери) и по-разному выгораживающих сценическое пространство в разных актах. Все это говорит об органическом единстве традиций и новаторства в творчестве художника.
Искусство М.М.Курилко-Рюмина погружает зрителей в волшебный мир театра и утверждает высокие гуманистические принципы.
М.М.Курилко-Рюмин ведет активную общественную деятельность. В 1980-1992 годах он председатель комиссии Всероссийского театрального общества по театрально-постановочной специальности, в 1983-88 годах Секретарь Правления Союза художников СССР. С 1988 года М.М.Курилко-Рюмин член-корреспондент Российской академии художеств, член ее Президиума и секретарь отделения декоративных искусств. С 1992 до 1995 и с 1997 года по настоящее время он Главный ученый секретарь Российской академии художеств. Является народным художником России (1993). В 1995 году избран действительным членом Российской Академии художеств. В 1996 году удостоен звания - заслуженный художник Республики Северная Осетия - Алания.
Библиография
1. В.Березкин. Художники в театре Чехова. М., 1987, с. 214-219.
2. Д.Столяров. Художник театра. "Московский художник", 1983, N 7.
3. В.Ванслов. Культура и мастерство. "Балет", 1993, N 3.
4. Т.Михайлова. Служение театру. Михаил Михайлович Курилко-Рюмин. "Юный художник", 1998, N7, с. 18-21.
Литературные работы М. М. Курилко
1. Мир отражается в капле. Сб. Художник и сцена. "Искусство". М., 1964.
2. Слово о художниках кино. "Искусство", N 6, 1961.
3. Для детского театра. "Творчество", N 9, 1965.
4. Русский фарфор XYIII - XIX вв. "Декоративное искусство", N8, 1970.
5. Старинная мебель. "Декоративное искусство", N 10, 1970.
6. Светильники. Декоративное искусство, N 11, 1970.
7. Русская чайная посуда. "Декоративное искусство", N 3, 1971.
8. Музыкальность декорации. Сб. "Художник, сцена, экран". М., СХ, 1973.
9. Художественные документы истории. "Театр", N 5, 1975.
10. На пути к единству. "Советская музыка", N 8, 1976.
11. Многообразие почерков. "Художник", N 3, 1978.
12. Сибирские художники театра. "Художник", N 9, 1978.
13. Художники сцены. "Художник", N 10, 1979.
14. Искусство театральных художников России. В сб. "Изобразительное искусство Советской России", Л., 1979.
15. Это странное слово - декорация. "Советский балет", N 1, 1981.
16. Из творческого опыта. Сб."Советские художники театра и кино 80/81", М., 1983.
17. На выставке "Волга театральная". "Театр", N 10, 1981.
18. Мастерство, специфика, индивидуальность. "Художник", N4, 1981.
19. Субъективные заметки. Сб. "Советские художники театра и кино", 1976.
20. О фестивале. "Театральная жизнь", N 5, 1983.
21. О выставке московских художников. "Творчество", N 1, 1985.
22. О художниках театра и кино. "Художник РСФСР 1984.
23. Статья о выставке в Манеже. "Творчество", N 1, 1985.
24. Статья о творчестве художников театра и кино. Л., Художники России, 1984, стр.66.
25. Статья в журнале "Советский балет", N 6, 1987 (О художнике Т.Бруни).
26. Цветы Сарьяна. "Творчество", N 9, 1985.
27. Художник театра С.Юнович. "Творчество", N 10, 1986.
28. Еще раз о положении театрального художника. "Декоративное искусство", N 7, 1987.
29. Ищем режиссера. "Театр", N 5, 1988.
30. Статья о конкурсе. "Советский балет", N 5, 1988.
31. Подтверждая значение изобразительной культуры. "Советский балет", N 6, 1988.
32. Бескорыстные рыцари искусства. "Творчество", N 4, 1988.
33. Театр силен своей тайной. Интервью с О.Ереминой. "Советская драматургия", N 5, 1988.
34. Памяти великого мастера ( о С.Вирсаладзе). "Советская музыка", N10, 1989.
35. Диккенс это же прекрасно. "Театральная жизнь", N 5, 1990.
36. М.Данилов. "Московский наблюдатель", N 4, 1992.
37. Неизвестный Гольдони. " Сцена", N 5, 1993.
38. Статья о факультете живописи. "Юный художник", N1, 1993.
39. О Борисе Угарове. "Аврора", N3, 1993.
40. Плоскости и колонны. Художественное решение выставки "Москва-Берлин", автор Б.Мессерер. "Культура", 1996, 20 апреля, с.7.
Эскиз декорации к опере «Цареубийца», «Пыточная».1999 Макет декорации к опере «Пиковая дама», 1997 Эскиз декорации к 1 акту спектакля по пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня» Эскиз декорации к 2 акту спектакля по пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня»
Художественный институт
имени В. И. Сурикова
(МГАХИ)
Преподавательскый состав