Игорь Грабарь — художник, теоретик искусства, педагог. Именно он в 1939 году сумел собрать вокруг себя интересных мастеров, чей талант и педагогический дар способствовал восстановлению лучших традиций Московской художественной школы. Основой художественного образования вновь стал рисунок, серьезно изучались законы композиции, без освоения которых ни один художник не может создать законченное произведение. Тогда же были объединены три отделения — живописи, графики и скульптуры.
С 1948 года это учебное заведение стало называться Московский государственный художественный институт и носит имя Василия Сурикова — великого русского живописца, посвятившего свое творчество созданию монументальных полотен на темы из истории России.
Императорская Академия Художеств
Основана в 1757 году
Художественный институт — это высшее звено отечественной системы художественного образования, сложившейся на протяжении двухсот с лишним лет под эгидой российской академии художеств, учрежденной в 1757 году по инициативе одного из деятелей русского просвещения графа И. И. Шувалова. Занятия со студентами начались в 1758 г. сразу в нескольких (живописный, скульптурный, архитектурный, гравировальный, медальерный) классах. А через шесть лет высочайшим указом императрицы Екатерины II были утверждены «Привилегия и устав Императорской Академии трех знатнейших художеств», придавшие ей особый государственный статус и на долгие годы определившие направления ее деятельности.
Первое здание Академии художеств, где в настоящее время располагается Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Первое здание Академии художеств, где в настоящее время располагается Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
Одной из основных функций Академии всегда было профессиональное обучение и воспитание высококлассных художников. Достижению хороших результатов способствовала детально продуманная организация учебного процесса, ведущим моментом которого стало обучение мастерству рисунка (в его преподавании соблюдалась строгая постепенность: сначала рисовали с оригиналов, то есть с рисунков и гравюр общепризнанных мастеров, затем с «гипсов» — слепков с античной скульптуры, и лишь потом студенты переводились в натурный класс). Существенную роль играли также строго выверенная последовательность композиционных заданий, обязательное копирование классических образцов в рисунке, живописи и скульптуре. Заканчивалось обучение в Императорской Академии художеств, как правило, достаточно сложной композиционной дипломной работой. Наиболее одаренным выпускникам задавались темы для «программ» на золотые медали первого и второго достоинства с присуждением права на заграничную поездку «для усовершенствования в искусствах».
Источником пополнения фондов академии становились рисунки, гравюры, картины, скульптуры и другие произведения искусства, созданные не только античными мастерами или представителями известных западноевропейских школ, но и самими педагогами и выпускниками Академии (из них выбирались «образцовые», служившие оригиналами и помещавшиеся в классах или украшавшие интерьеры). Такая система позволяла и демонстрировать шедевры изобразительного искусства с целью эстетического просвещения, и использовать их в процессе художественного образования.
Здание Российской Академии художеств. Москва, ул. Пречистенка, д. 21 Здание Российской Академии художеств.
Москва, ул. Пречистенка, д. 21
Традиции русской художественной школы подготовки специалистов в области изобразительных искусств в России сегодня успешно продолжают два высших академических учебных заведения. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина расположен, вместе с библиотекой и музеем, в здании, где, собственно говоря, и начиналась Академия художеств. Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова ведет свою историю от Училища живописи, ваяния и зодчества, открытого в Москве в 1843 г. Оба института входят в структуру Российской академии художеств (объект национального достояния России), имеют государственную лицензию и аккредитованы на право образовательной деятельности в области высшего, послевузовского и дополнительного профессионального художественного образования по специальностям живопись, скульптура, архитектура, графика, история и теория изобразительного искусства, с выдачей сертифицированных, в случае необходимости, дипломов, свидетельствующих о получении высшего образования и квалификации художника (по профилю подготовки) или искусствоведа.
Основной задачей учебно-научно-творческого процесса при этом являются подготовка выпускников в лучших традициях отечественного и зарубежного искусства; обучение профессиональному мастерству, теоретическим и практическим знаниям в органичном единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, содействующих становлению творческой индивидуальности; выполнение научно-исследовательских работ, издание научных трудов, учебников, учебных и методических пособий и программ; создание художественных произведений и проектов в тесной связи и с учетом требований подготовки художников, архитекторов и искусствоведов.
Программа высшего образования рассчитана соответственно на шесть и на пять лет очного обучения, что зафиксировано в специальных государственных стандартах (основных требованиях). Содержание обучения определяется учебными планами и программами, разрабатываемыми выпускающими кафедрами и раз в пять лет утверждаемыми Учеными советами высших учебных заведений. Главная роль в их реализации в художественном вузе принадлежит персональным мастерским, руководимым профессорами, как правило, крупными художниками, действительными членами или членамикорреспондентами Академии художеств. Основной же единицей учебного процесса предстает учебная студенческая группа (5—7 человек). За некоторым исключением, в обоих вузах для студентов установлены следующие виды учебных занятий: практические занятия в мастерских, классах, кабинетах, музеях; лекции; семинары; лабораторные занятия; курсовое проектирование или курсовые работы; дипломное проектирование или дипломные работы; учебная, копийная, производственная практики; консультации; контрольные работы (задания); самостоятельные занятия студентов.
Учебный год состоит из 2-х семестров (по 14—15 недель), летней практики (7—10 недель), зимних и летних экзаменационных сессий и каникул (7—10 недель). Продолжительность академического часа всех видов учебных занятий составляет 45 минут. Рабочий день студентов рассчитан на 9 часов, 6 из которых отводятся на обязательные лекционно-практические занятия, а 3 на самостоятельную работу. Многие общеобразовательные теоретические дисциплины читаются для всех студентов какого-либо курса одновременно (потоками), что имеет свои традиции и приносит положительные результаты. В тоже время, в зависимости от профиля подготовки в институтах выделены специальные дисциплины профессионального цикла (рисунок, живопись, композиция, скульптура, архитектурное проектирование, реставрация, история русского искусства, история зарубежного искусства).
Освоение получаемых студентами знаний контролируется в ходе экзаменационных сессий. При этом следует подчеркнуть, что развитие творческих способностей, приобретенные студентами умения и навыки по специальным дисциплинам оцениваются кафедрами, а также ректорскими и президентскими (академическими) просмотрами выставок, формирующихся из учебных работ первого, или (итоговые, годовые) второго семестров. Основанием перевода студента на следующий курс является отсутствие академических задолженностей по всем дисциплинам за прошедший учебный год.
Студенческие работы, отобранные кафедрами в методический фонд на семестровых или (также постоянно организуемых) отчетных выставках летних практик, работы копийной практики, а также все дипломные и отчетные аспирантские (ассистентов-стажеров) работы считаются собственностью институтов.
Итерьер кафедры рисунка Интерьер Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова.
Студенты, выполнившие все требования учебного плана, сдают Государственные экзамены: (по философии — на всех факультетах, по философии и истории искусств — на факультете теории и истории искусств) и приступают к созданию (под руководством педагога) дипломной работы по профилю подготовки. Защита дипломной работы является основанием для принятия Государственными аттестационными комиссиями решения о выдаче выпускнику соответствующего диплома. В приложении к нему указывается количество учебных часов и оценки по всем дисциплинам, изучавшимся за весь период обучения.
«Учебная постановка» Д. Жилинский. «Учебная постановка», студент Д. Жилинский
Студенту, защитившему дипломную работу на «отлично», получившему по всем дисциплинам учебного плана 75% отличных оценок и не имевшему оценок «удовлетворительно», выдается диплом с отличием. По рекомендации Государственных аттестационных комиссий и Ученых советов институтов составляются списки кандидатур, выдвигаемых на присуждение золотых и серебряных медалей Президиума Российской Академии художеств, а также рекомендуемых для творческой поездки.
Бережно хранимые академические приемы и методические основы профессионального воспитания и обучения художников и сегодня способствуют созданию стабильной и многогранной творческой обстановки в представляемых вузах, являются залогом успешной подготовки будущих мастеров реалистической художественной школы. Все это реализуют факультеты, каждый из которых, как впрочем и институты в целом, наряду с чем-то общим имеет еще и нечто свое, особенное, отличное от других.
На факультетах живописи, являющихся ведущими и самыми крупными учебными подразделениями вузов, действует общепринятая система перехода (после окончания 2-го курса) в персональные мастерские. Исключение составляет мастерская театрально-декорационной живописи, прием в которые осуществляется сразу на первом курсе. Каждый учебный год завершает летняя практика, по сути продолжающая учебный процесс, но имеющая самостоятельную программу.
Студенты Московского института, помимо того, что разъезжаются для прохождения практик по всей стране (оказываясь очень часто в самых живописных ее уголках, где под руководством педагогов успешно работают на пленэре), на протяжении всего периода обучения пользуются услугами таких всемирно известных сокровищниц изобразительного искусства как Государственная Третьяковская галерея и Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Студенты много работают самостоятельно, диапазон пластических исканий при этом становится значительно шире, чем в аудиториях, поскольку им предоставляется свобода поиска новых изобразительных решений, художественного самовыражения, что нисколько не противоречит основным установкам академического образования.
Тем не менее, индивидуальность студентов более всего проявляется в процессе обучения композиционной работе, которая ведется в мастерских с учетом традиций русской реалистической школы живописи. При этом, например, особенностью обучения в монументальной мастерской стало то, что студенты пробуют выполнять фрагменты эскизов в натуральную величину, приближаясь к масштабу изображения в объекте и материале, учатся делать макеты, перспективы, развертки, понимая связь будущей росписи с архитектурой.
При работе над эскизами, как и во всем учебном процессе, большое внимание уделяется рисунку — основе любого реалистического изображения. Он, по-прежнему, служит конструктивной основой в осуществлении пластического замысла, необходимым условием для художников, работающих в различных видах пространственных искусств. И даже возникавшая время от времени борьба художественных течений (таких, например, как французский импрессионизм, или русский авангард первой трети ХХ века, с такими его именами, как В. Кандинский, К. Малевич, А. Родченко, В. Татлин, тесно связанными с московской школой, и других, которые, несомненно, влияли не только на развитие изобразительного искусства в целом, но и на формирование новых поколений художников) чаще всего оканчивалась возвращением к важнейшим академическим устоям художественного образования. Характерно, что каждый раз при этом возникали как бы новые связующе звенья между старой школой и современным этапом ее существования. Может быть во многом благодаря этому и ныне действующие станковые мастерские факультетов живописи, готовящие художников картины, сюжетного полотна на исторические и современные темы, портрета, пейзажа не только имеют свой характер, зависящий, прежде всего от связи с историей, традициями, но и (в лучшем смысле) отражают индивидуальность их руководителей и преподавателей.
На последнем году обучения все студенты факультетов живописи обеспечиваются индивидуальными мастерскими, имеют возможность готовить в институте холсты, заказывать подрамники, пользоваться грунтовочной мастерской, получать некоторое количество красок. При завершении обучения выпускники станковых мастерских представляют к защите дипломную картину и подготовительный материал к ней; оканчивающие театральнодекорационные мастерские — эскизы декораций и костюмов к преддипломному и дипломному спектаклям; в монументальных мастерских, лица, защищающие работу о различных техниках монументальной живописи, выполняют эскиз росписи, картон, фрагмент в материале (фреска, витраж, мозаика, гобелен, перспективу), но могут защищать дипломную работу и станковой картиной.
Художественный институт
имени В. И. Сурикова
(МГАХИ)
Условия поступления
Преподаватели
Структура
История