Литография
Литография относится к плоской печати, при которой печатающие и пробельные элементы печатной формы расположены на одном уровне и обладают способностью избирательного смачивания краской и отталкивания ее.
Литография (от греч. litho - камень, grapho - пишу) открыта в конце XVIII века Алоизием Зенефельдером во время поисков новых способов тиражирования нот, которые не было возможности набирать типографским способом, и они переписывались от руки. Изобретение отличалось в принципе от всех ранее известных печатных техник. Первоначально использовалась только литографская тушь, и печать велась в один тон, но изобретатель разрабатывает состав литографского карандаша, необходимого для получения полутоновых рисунков.
Обсуждение рисунка на камне во время печати в литографском станкеРуководитель мастерской, профессор Воронков Н. Л.
Преподаватель литографии - доцент Аверьянов В. В.
В Европе начинают открываться литографические заведения, а с 1813 года появляются в России.
Резцовая гравюра на меди или дереве были трудоемкие, редко кто из художников гравировал сам. Они использовали труд граверов-ремесленников, которые многие месяцы затрачивали на изготовление одной печатной формы. Полутоновой рисунок переводился на условный язык гравюры, что приводило к потере авторской легкости исполнения.

Ручной литографский станок
Литография, основанная на химических свойствах камня, не требовала от исполнителя физических усилий при рисовании. Самое главное в том, что изображение, нанесенное художником на камень, после обработки раствором коллоида становится без каких-либо изменений готовой печатной формой. Это привлекло к увлечению литографией известных художников: Жерико, Домье, Гаварни, Орловского, Кипренского и других. Фактура литографского карандаша на шероховатой поверхности камня очень близка к фактуре итальянского карандаша, излюбленного графического материала художников 18-19 веков. Одним из неудобств литографии было то, что изображение на оттиске получалось зеркальным. Применение специальных переводных бумаг избавило от этого недостатка.
Сначала литография была одноцветной, но уже в 1833 году московский художник К.Л. Тромонин получил первый литографский многокрасочный оттиск. Способ Тромонина назвали хромолитографией (греч. "chroma"- цвет), при котором количество красок, использованных для получения одного оттиска, соответствовало количеству камней. Широкое применение хромолитография нашла в репродукционной технике, заменив сложную по исполнению цветную акватинту. Двести лет мало что изменили в ручной литографии, но в промышленной полиграфии способ плоской печати нашел широкое применение. Камень заменили алюминиевыми и стальными пластинами, которые укрепляют на барабаны офсетных машин и со скоростью до 50 тысяч оттисков в час выпускают разнообразную печатную продукцию. Не смотря на все достижения офсетной печати, любители и ценители изобразительного искусства отдают предпочтение авторским литографиям, которые непосредственно выполнены на камне художником и напечатаны в ручном литографском станке.
Главная Ксилография Литография Линогравюра Офорт
Художественный институт
имени В. И. Сурикова
(МГАХИ)
Ксилография
Литография
Линогравюра
Офорт
Живопись
Графика
Скульптура
Теория и история
Архитектура