Ксилография
Мастерская искусства иллюстрации и оформления книги
Техника и технология гравирования на дереве - ксилография изучается студентами мастерской книги с 3-го курса института. Выполняются задания по графическому решению буквицы, заставки, концовки, иллюстрации и экслибриса, то есть всех элементов оформления книги. Гравирование не является механическим переносом готового рисунка , это увлекательный творческий процесс в нахождении изобразительного языка для каждой формы, плоскости и тона. Белый штрих - важнейший элемент в черно-белой гравюре.
Преподаватель курса - доцент Владимир Аверьянов.
Ксилография (от греч. Xylon — срубленное дерево и grapho — пишу, черчу, рисую), гравюра на дереве, — изготовление клише ручным способом на деревянной доске с гладко отшлифованной поверхностью. Главное требование - древесина должна быть твердой и мелкососудистой (самшит, граб, бук, груша и т.д.)
В зависимости от применяемой доски, различают: обрезную гравюру (продольный распил ствола дерева) и торцовую гравюру (поперечный распил и склеивание доски из прямоугольных брусков), которую начал применять английский гравер Томас Бьюик (Thomas Bewick 1753-1828) для иллюстрирования книг в конце 18 века. Ксилография, до изобретения наборного шрифта, применялась в качестве постраничных клише, то есть, текст каждой страницы гравировали на отдельной доске.
Торцовая гравюра и резцы разной конфигурацииИзображения или орнамент гравировали вместе с текстом или на отдельных досках, которые часто употреблялись в других печатных или рукописных изданиях. Наиболее старая из известных иллюстраций, напечатанных с деревянной формы, обнаружена в Кореи, в 1866 году. Так как датировка оттисков не совсем точна, то можно предположить, что она выполнена приблизительно в 750 году. Китайская "Алмазная Сутра" датируется 868 годом, объединяющая в себе награвированный титульный лист и текст с нумерованными гравюрами.
Цветная ксилография — сложный технологический и печатный процесс, где для одного изображения гравируют несколько досок и последовательно печатают на один лист. В зависимости от сложности цветового решения, количество досок может достигать 10-15 штук.
Различают также оригинальную и репродукционную ксилографию, но в некоторых случаях мастерство резчика становится в один ряд с автором воспроизводимого изображения. Такие оттиски, благодаря виртуозному исполнению, имеют самостоятельное художественное значение и собираются коллекционерами.
Ксилография в настоящее время используется главным образом, как художественно-технический прием иллюстрирования книг, создания экслибрисов и другой печатной графики.
Обрезная ксилография выполняется на доске продольного распила ножами и стамесками (угловыми и полукруглыми), применяемых в столярном деле. Обычно художник рисовал на доске пером, а резчик-гравер удалял древесину вокруг штрихов изображения. Оттиски из серии "Апокалипсис" (1496-98) Альбрехта Дюрера (Albrecht Durer 1471-1528,German) являются прекрасным примером такого гравирования.
Торцовая гравюра требует при гравировании другой инструмент - резцы, применяемые для гравирования по металлу, например в ювелирном деле.
Кьяроскуро (итал. Chiaro e scuro - светотень) - разновидность многокрасочной обрезной гравюры, которую создал итальянский живописец и резчик по дереву Уго да Карпи (ок. 1480-1532) и в 1516 году получил привилегию у венецианского Сената на новый способ печати. В кьяроскуро отсутствует рисующий штриховой контур и изображение складывается из трех-четырех тоновых досок, в которых изображаемые формы переданы широкими плоскими пятнами, комбинация которых создавала богатую гамму листа. Часто раскладка велась по тону, по градациям светотени и такие гравюры напоминали тоновые, а немногоцветные.
Клише (франц. cliche) — форма высокой печати для полиграфического воспроизведения иллюстраций. Изготавливается фотомеханическими, электромеханическим и ручным способами. Клише могут быть штриховыми или растровыми.
Бернардский Евстафий Ефимович - замечательный русский гравер XIX века, награвировал серию ксилографий к поэме Гоголя "Мертвые души".
Thomas Bewick 1753-1828 - английский гравер, прекрасные торцововые гравюры которого были не только иллюстрациями в книгах о природе Англии, но и остаются самостоятельными произведениями искусства в области гравировального мастерства.
The Encyclopedia of Woodblock Printmaking. - описание инструментов и техники японской обрезной гравюры в изложении David Bull на английском языке с многочисленными фотографиями.
The Apocalypse of St. John - 16 обрезных гравюр Альбрехта Дюрера из альбома "Апокалипсис".
Japanese-prints - коллекция японской обрезной гравюры из собрания the Spencer Museum of Art Printroom.
http://www.ku.edu/~sma/prints.html
Death and the Knight,- обрезные гравюры Гольбейна - Hans Holbein The Younger (German, 1497/98-1543)
Классические гравюры художников XVI-XX в.в. из собрания the Spencer Museum of Art Printroom (фото с оригинальных оттисков).
Главная Ксилография Литография Линогравюра Офорт
Художественный институт
имени В. И. Сурикова
(МГАХИ)
Ксилография
Литография
Линогравюра
Офорт
Живопись
Графика
Скульптура
Теория и история
Архитектура

Курсовые работы по ксилографии за 1999 учебный год
Белоусов Игорь
Милованова Галина
Бурмисова Наталья

Левченко Ольга
Кузмина Ирина
Васильева Елена
Комракова Екатерина